Автор: Лариса Шевченко, гид и руководитель проекта «Открываем Испанию»
Осенне-зимний сезон всегда радует новыми интересными выставками. Не стал исключением даже этот 2020 г. Настоящий хит сезона – выставка немецкого экспрессионизма в Музее Тиссена – Борнемисы в Мадриде.
Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения барона Ганса Генриха Тиссена – Борнемисы, эту дату мы отметим 13 апреля. Нас ждут и другие интересные события, посвященные юбилею коллекционера XX в., собравшего уникальную коллекцию от старых мастеров до наших дней, которою вы можете увидеть в музее на постоянной экспозиции.
Сегодня речь пойдет о немецком экспрессионизме. В 1961 г. на аукционе в Штутгарте барон приобрел акварель Эмиля Нольде, которая и стала началом коллекции. Впервые в Музее Тиссена – Борнемисы представлена выставка, включающая не только картины музея, но и картины, принадлежащие вдове барона, Кармен Сервера, и семье.
Маститый коллекционер, предприниматель Генрих Тиссен, отец Ганса Генриха всегда говорил о том, что искусство закончилось в XVIII в., и собирал в свою коллекцию только старых мастеров. Убеждение отца долгое время продолжало довлеть и над сыном.
Но уже через год после смерти отца, в 1948 г. Ганс Генрих открывает для посещений свою коллекцию на вилле Favorita в Лугано, пока еще продолжая следовать идеям отца в выборе картин.
Но наступает момент, который можно назвать бунтом поколений: у Ганса Генриха появляется и крепнет желание быть не только наследником. Новый XX в., ворвавшийся в мир, привнес столько нового и интересного в жизнь людей! Наверняка, нечто интересное
должно было происходить и в искусстве, и Генрих обратил свой взгляд на художников нового века и нового времени. К тому же у него уже были примеры для подражания: его друзья – корабельный магнат Ставрос Ниархос и банкир Дэвид Рокфеллер успешно пополняли свои коллекции новым искусством.
Наставником Генриха становится известный галерист и аукционист Роман Норберт Кеттерер. Под его руководством Генрих приобретает около 50 картин. Когда Кеттеру нужны были деньги, он предлагал Генриху картины из своей собственной коллекции.
И конечно, Генрих выбирал лучшее, а Кеттерер признавался, что ему было очень больно терять эти картины. Так в коллекции Тиссена появились, например, работы Киршнера.
Отношения Тиссена и Кеттерера были не просто коммерческими – это была одна на двоих страсть к искусству и к коллекционированию.
Еще одним стимулом для Генриха в приобретении картин немецких художников стала история его собственной семьи. Его дядя Фриц Тиссен активно поддерживал нацистский режим и финансировал
Гитлера. Нацисты отнесли новое движение экспрессионизма в разряд дегенеративного искусства, и для Генриха было делом фамильной чести поддержать художников, выступая тем самым и против нацизма.