ИНТЕРВЬЮ С КУКОЛЬНИЦЕЙ СВЕТЛАНОЙ ГЛАДКИХ

Как давно Вы занимаетесь куклами, и как случилось, что занялись именно этим?

Впервые я столкнулась с искусством авторских кукол очень давно, когда в Москве совершенно случайно попала на выставку. Я сейчас не могу даже вспомнить, когда именно это было и что это была за выставка. Кажется, это был ЦДХ, и более 20 лет назад. Но хорошо помню свой сумасшедший восторг, как носилась от стенда к стенду, рассматривая крохотные пальчики, ловя выражения лиц, разгадывая авторскую идею. И точно помню, что больше всего мне тогда хотелось не приобрести чью-то куклу, а научиться создавать своих, выражая через них себя, свой мир, свои чувства. Но мечта еще очень долго оставалась мечтой. Сейчас в это трудно поверить, но интернет тогда был еще не распространен, и было просто негде получить информацию, как их создавать, из чего, из каких материалов, по каким технологиям.

Шло время, была работа, семейные дела, и только попадая в магазины творчества и рукоделия, я заглядывалась на большой и непонятный ассортимент пластических масс с мыслью: «Когда-нибудь, когда будет время и возможность, я обязательно попробую… »

И вот в 2020 г., во время пандемии, я, как и сотни тысяч людей, потеряла работу. И тогда мои любимые мужчины – муж и взрослый сын сказали мне: «Это не трагедия, это возможность! Возможность попробовать что- то новое, чего всегда хотелось, но не было времени». И я вспомнила про кукол…

А кто был вашими первыми учителями?

Ну, сначала я храбро взялась за дело, не прибегая ни к чьим советам. Был наобум куплен кусок самоотвердевайки (запекать мне казалось немыслимо сложным), и я начала лепить голову, даже не представляя, что буду делать дальше. Получился, разумеется, ужас-ужас! Но я, что удивительно, не бросила все, а полезла в интернет, пересмотрела кучу самых разных уроков, и уже вторая моя кукла была хоть на что-то похожа. Мне так и вовсе она показалась почти шедевром, хотя, конечно, вся состояла из сплошных ошибок.

То есть Вы занимаетесь куклами примерно два года?

Да, если точно, то два с половиной.

В конкурсах часто участвуете? Гаудир был вторым конкурсом, для которого я делала работу. Наверное, не решилась бы, так как уровень участников очень высокий, но тема «Мурашки» меня просто пленила! Она такая… И необычная, и глубокая, и многогранная. Ведь мурашки могут вызывать самые разные эмоции: и страх, и восторг, и волнение… Можно своей работой попытаться вызвать мурашки у зрителя, а можно изобразить того, у кого сейчас мурашки. Я вот по этому пути и пошла.

А как появилась идея мальчика со скрипкой, что именно Вы хотели бы сказать зрителю своей работой?

У меня было несколько сюжетов для этого конкурса, и все они связаны с детьми, что довольно странно, ведь у меня обычно «взрослые» куклы, и детских персонажей до маленького скрипача было всего два. Но, видимо, именно детские эмоции, чистые, яркие, бепримесные показались мне самыми подходящими, чтобы выразить тему «мурашек»

Что я хотела сказать своей работой? Ну, во-первых, она немножко автобиографична: я сама закончила музыкальную школу по классу скрипки, и что такое обмирать от страха за сценой, знаю не понаслышке.

Во-вторых, я обращаюсь в этой работе к многочисленным амбициозным родителям. В моем окружении таких очень много. Их дети заняты в кружках и школах буквально 24/7. Сегодня у нас гимнастика, завтра музыкалка, послезавтра языки, футбол и художественная школа. Они почему-то считают, что стоит оставить ребенка наедине с самим собой хотя бы на час, и он тут же отправится попадать в дурную компанию. А в результате ребенок задерганный, переутомленный, перегруженный завышенными ожиданиями родителей, у него нет времени побыть ребенком и просто понять, а чего он сам хочет? Впрочем, я надеюсь мой маленький скрипач все-таки любит свою скрипку.

Ну и третий посыл, наверное, не самый очевидный.

Это нормально, что в XXI веке ребенок может бояться выступать на сцене, волноваться, не зная, как познакомиться с девочкой, переживать, что не позвали играть в футбол. Но, черт побери, не нормально, чтобы ребенок в XXI веке боялся, что в его дом прилетит бомба, переживал от разлуки с близкими, страдал от голода и жажды, отправлялся в изгнание. И взрослые дяди и тети должны сделать так, чтобы этого никогда не было!

Поделитесь с друзьями